Хеви метал

Хеви метал (heavy metal, дословно тяжелый металл) — жанр рок музыки, первое и изначальное направление метала. Обычно этим словом называют "классический" метал в том его виде, в котором он был создан в 1970-е гг. такими группами, как Black Sabbath, Iron Maiden и Judas Priest. Иногда "хеви металом" называют весь метал вообще.

Название

Относительно происхождения названия "тяжёлый металл" — "heavy metall" — существует много версий. Некоторые считают, что это выражение возникло в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их сленг — остаётся предметом дебатов.

Писатель Уильям Берроуз в 1962 году, за десятилетие до формирования жанра, использовал словосочетание «Heavy metal» в романе «Нова Экспресс», описывая инопланетян. ("Тяжёлые металлические Люди с Урана, окутанные прохладной голубой дымкой испарившихся банкнот… И Люди-Насекомые Минро с металлической музыкой…") Слова "Heavy metal thunder" есть в песне группы Steppenwolf "Born to Be Wild", выпущенной в 1968 году. Эвфемизм "heavy metal" среди артиллеристов означал громкую канонаду, и, по-видимому, изначально использовался по отношению к хард рок музыке как эпитет за громкость и ритмичность.

Известно, что "Heavy metal" как музыкальный термин был впервые применен к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий между "хард роком" и "хеви металом", которые сейчас считаются разными жанрами.

В английском языке нет различия между "металлом" как общим направлением и его изначальным, классическим видом "хеви метал". Однако в других языках, в том числе в русском, понятия считаются отдельными.

История хеви метала

Хард-н-хеви

Хард рок зародился в Великобритании в конце 1960-х. Уже в работах классических рок групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции. Одним из ярких примеров является песня «Ticket to Ride» группы Beatles. Но наибольшего развития хард рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как Queen, Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными гитарными соло.

Примерно в этот период появился термин "хеви метал", которым поначалу обозначали просто самые громкие хард рок группы. До появления "новой волны" британского металла, термины использовались критиками как взаимозаменяемые. Многие группы, относимые в то время к хеви металу, например, Led Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно хард-рок-группами. Сами музыканты, например, участники Deep Purple и AC/DC, не любят, когда их называют "металлистами" или "хеви металом". Критики пользуются термином "хард-н-хеви" (хард рок энд хеви метал), для обозначения таких пограничных групп. Английский хард-н-хеви породил волну подражания в США, где появились группы Kiss, Aerosmith, Guns N'Roses, Bon Jovi. В Австралии сформировалась группа AC/DC. В Германии стиль «хард-н-хеви» прививала группа Scorpions, в Швеции — Europe.

Глэм-метал

В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно сексуальным поведением исполнителей. При этом, музыка американских хард-н-хеви-групп становилась более энергичной, дальше от импровизаций и виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в основном оставалась в рамках хард-н-хеви. Это направление, смешение хард-н-хеви с глэм-роком, назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл волосатых). Первопроходцами направления стали Kiss и Элис Купер, а такие группы, как Motley Crue и Twisted Sister, подняли глэм на вершину мэйнстрима своего времени, в особенности в США. Глэм-метал-команды отличались своеобразным чувством юмора, создавая вызывающе непристойный имидж (губная помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и прожигании жизни.

В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм "Это — Spinal Tap", пародирующий стилистику раннего хеви метала и глэм метала.

Новая волна британского хеви метала

В конце 1970-х гг. стремительно набравший популярность панк рок потеснил металлическую сцену в андеграунд как в Англии, так и в США, где метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским» подходом многие молодые и талантливые металлические группы принялись сами организовывать свои концерты, издавать альбомы за свой счёт.

Культурный прорыв на британской сцене получил название "Новая Волна Британского Хеви-Метала" (New wave of British Heavy metal, сокращённо NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала Sounds Джеффом Бартоном. Самыми популярными группами эры НВБХМ стали Judas Priest, Iron Maiden и Motorhead. Помимо вышеназванных флагманов движения в своё время известность приобрели Saxon, Sledgehammer, Diamond Head и др.

Эти группы отличались от хард-н-хеви-групп гораздо более скоростным и резким звучанием. Ключевой приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» ритм, на котором держались их композиции. Вокал стал более резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые группы испытывали влияние панк-рока.

Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав ту, что сейчас привычна для хеви-метала. Группы НВБХМ пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках», устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами. Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных для хард-рок-групп 70-х, они одевались в обтягивающие трико и отращивали длинные волосы. Многие также начали использовать в своём имидже кожаные куртки, цепи, и выезжать на сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.

Распространение

В Америке хеви метал "новой волны" был менее популярен, многие американские группы, такие как Manowar, Virgin Steele, Savatage, предпочитали издаваться на английских лейблах, и выступать в Британии. Мода на хеви достигла и США, но вскоре его затмила американская волна трэш-метал. Manowar подхватили и окончательно привили «металлическую» моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные майки с логотипами групп.

Вслед за Scorpions, в Германии появились свои группы, такие как Accept, Warlock, Running Wild, и др. В СССР первые тяжелые группы появились еще в начале 80-х, но из-за цензурных ограничений, введенных Андроповым и Черненко в 1982-85, настоящее развитие метал-сцены началось во второй половине 80-х, в перестройку. Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля. Благодаря их популярности, особенно группы Ария, хеви метал стал самым распространённым метал-жанром России на десятилетия. Во Франции хеви метал был представлен группами Trust, Shakin' Street, Mystery Blue. В Испании существовала целая плеяда метал-групп, среди которых, прежде всего, целесообразно отметить Muro (представлявших спид-метал).

Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. "Коза", жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю. Впервые был применен Ронни Джеймсом Дио (Ronnie James Dio), одним из отцов-основателей хеви-металла, на своих концертах.

Хеви метал в наши дни

Хеви метал послужил основой для всех последующих разновидностей металла. В начале 80-х многие хеви метал группы начали увеличивать скорость, агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя новые виды металла. Более мелодичные из них образовали спид-метал, ставший прародителем пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в 90-е выросла вся сцена экстремального металла. В начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в прошлое, к размеренному ритму хард-н-хеви, создали дум-метал и готик-метал.

С появлением многочисленных ответвлений металла, новых групп, играющих классический хеви-метал, стало появляться меньше. В основном элементы традиционного хеви сохранились у некоторых пауэр-метал-групп, снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как HammerFall, Edguy, и др. Многие группы, начинавшие с трэш-метал, такие как Metallica, Megadeth и Iced Earth, позднее начали склоняться к хеви-металу. Играющая хард-н-хеви группа Lordi в 2006 году выиграла конкурс песни Евровидение.

Консервативная русская сцена продолжает порождать группы со звучанием в духе 80-х, среди них — Артерия, Натиск, Театр теней, Ольви.