David Bowie

Дэвид Боуи (англ. David Bowie, настоящее имя Дэвид Роберт Джонс, англ. David Robert Jones; 8 января 1947, Лондон) — британский рок-музыкант, певец, продюсер, аудиоинженер, композитор, автор песен, художник, актер. Пять десятилетий активно занимается музыкальным творчеством и часто меняет свой имидж и музыкальный стиль, поэтому его называют «хамелеоном рок-музыки». При этом Боуи удавалось сохранять свой собственный узнаваемый стиль, успешно совмещая его с актуальными музыкальными направлениями. Боуи широко рассматривается как новатор, в частности, за его работу в 1970-х. Он оказал влияние на многих музыкантов, известен своим отличительным голосом и интеллектуальной глубиной его работ.

Хотя он выпустил альбом (David Bowie) и несколько синглов ранее, Дэвид Боуи стал более известен широкой публике осенью 1969 года, когда его песня «Space Oddity» достигла пятерки UK Singles Chart. После трех лет экспериментов он вновь появился в 1972 году во время расцвета глэм-рока, создав себе яркий, андрогинный образ персонажа по имени Зигги Стардаст. Его хит-сингл «Starman», со знаменитого альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars», возглавил хит-парад Великобритании. В период относительно недолгого использования образа Зигги Стардаста, Боуи в своем творчестве часто использовал музыкальные инновации, переосмысления и удивительные визуальные постановки.

В 1975 году Боуи добился своего первого крупного успеха в Америке, с синглом номер один «Fame», написанным в соавторстве с Джоном Ленноном, и хит-альбомом «Young Americans», стиль которого певец описал как «пластиковый соул» (англ. plastic soul). Звук альбома представляет собой радикальный сдвиг в его музыкальном стиле, который первоначально оттолкнул многих его британских фанатов. Затем он оправдал ожидания его лейбла и американских поклонников, при записи минималистического альбома «Low» (1977) — первого из трех альбомов, так называемой «Берлинской Трилогии Боуи», сочиненных в сотрудничестве с певцом/автором песен/композитором/продюсером Брайаном Ино, за следующие два года. Все они вошли в пятерку лучших хит-парада Великобритании и получили хорошие отзывы критиков.

После неровного коммерческого успеха в конце 1970-х, Боуи вновь стал номером один в британских чартах в 1980 году, с синглом «Ashes to Ashes» и альбомом «Scary Monsters (and Super Creeps)». Он записал ещё один сингл, добравшийся до вершины британского чарта, «Under Pressure» вместе с группой Queen в 1981 году. Пик коммерческого успеха Боуи пришёлся на 1983 год, с выходом альбома «Let’s Dance», который содержал такие хиты как: «Let’s Dance», «China Girl» и «Modern Love». На протяжении 1990-х и 2000-х, Боуи продолжает экспериментировать с музыкальными стилями, в том числе играя в стилях белый соул, индастриал, AOR, и джангл. Его последним записанным альбомом является «Reality» (2003), в поддержку которого Боуи провел Reality Tour и выпустил DVD.

В течение 2000 года еженедельник New Musical Express проводил опрос среди музыкантов самых разных стилей и направлений. Вопрос был только один: «Какой музыкант оказал наибольшее влияние на ваше собственное творчество?» По результатам опроса Боуи был признан самым влиятельным музыкантом столетия. Боуи добился признания как киноактер, и на Голливудской аллее славы есть его звезда.

В 2002 году в опросе BBC «100 Величайших Британцев», Боуи занимает 29 место. На протяжении всей своей карьеры он продал примерно 136 миллионов альбомов и входит в десятку самых успешных артистов в истории популярной музыки Великобритании, 6 его альбомов входят в список "500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил его на 39 место, в своем списке "100 величайших исполнителей рок музыки всех времен" и на 23 место в списке "100 величайших вокалистов всех времен".

Биография

1947-68: Ранние годы

Дэвид Боуи (при рождении Дэвид Роберт Джонс), родился в лондонском районе Брикстон, его родители поженились в сентябре 1947 года, вскоре после его рождения. Его мать Маргарет Мэри «Пегги» (урождённая Барнс), была ирландского происхождения, работала билетершей в кинотеатре, а его отец Хэйворд Стентон «Джон» Джонс был содействующим чиновником в благотворительном фонде Barnardo’s. Боуи посещал школу в Стокуэлле, пока ему не исполнилось шесть лет, когда его семья переехала из Брикстона в пригород Бромли, графство Кент. Где он посещал Burnt Ash Junior School, Rangefield Road, Bromley которая сейчас известна как Burnt Ash Primary School. Там он играл в футбольной команде в 1957-58 годах. Затем он отправился учиться в Bromley Technical High School, ныне известную как Ravenswood School For Boys.

Когда Боуи было 15 лет, его друг Джордж Андервуд, носивший перстень на пальце, ударил кулаком в его левый глаз, во время драки из-за некой юной леди. Дэвид Боуи был вынужден отказаться от посещения школы в течение восьми месяцев так, чтобы доктора могли проводить операции и восстановить его потенциально ослепший глаз. Доктора так и не смогли полностью вылечить глаз, оставив его зрачок постоянно открытым. В результате травмы у Боуи возникло дефектное восприятие глубины. Боуи заявил, что, хотя он может видеть своим травмированным глазом, его цветное видение было главным образом потеряно, и коричневатый тон постоянно присутствует. Хотя у радужной оболочки травмированного глаза, тот же самый синий цвет, но так как зрачок у глаза широко открыт, оттенок глаза может быть различного цвета. Несмотря на драку, Андервуд и Боуи остались хорошими друзьями, и Андервуд создавал художественные работы для ранних альбомов Боуи.

Интерес Дэвида к музыке стал проявляться в возрасте девяти лет, когда его отец принес домой коллекцию американских пластинок, с такими исполнителями как «Frankie Lymon and the Teenagers», «The Platters», Фэтс Домино, и самое главное, Литл Ричардом. При прослушивании «Tutti Frutti», Боуи позже скажет: "Я слышал Бога". Его брат Терри познакомил Дэвида с современным джазом, и увлечение Боуи такими музыкантами, как Чарльз Мингус и Джон Колтрейн подтолкнули мать, подарить ему пластмассовый саксофон на рождество в 1959 году. Перейдя к реальным инструментам, он создал свою первую группу в 1962 году, «The Konrads». Затем он играл и пел в различных блюз-бит группах, таких как «The King Bees», «The Manish Boys» (см. «Mannish Boy»), «The Lower Third» и «The Riot Squad». В середине 1960-х, он выпустил первую запись, сингл «Liza Jane» с группой «The King Bees» в 1964 году. В начале своего творческого пути он прошёл через блюз и «музыку в стиле Элвиса», работая со многими британскими поп стилями.

В начале 1960-х Боуи выступал либо под своим собственным именем или псевдонимом «Дэви Джонс», или даже как «Дейви Джонс», создавая путаницу с Дейви Джонсом из The Monkees. Чтобы избежать этого, в 1966 году он взял псевдоним «Боуи» в качестве его сценического имени, в честь героя войны в Техасе, Джима Боуи и его знаменитого Ножа Боуи. За это время он записал синглы для лейбла Parlophone под именем «The Manish Boys and Davy Jones» и для лейбла Pye Records под именем «David Bowie (and The Lower Third)», все без успеха.

Боуи выпустил свой первый альбом в 1967 году на лейбле Deram Records, просто назвав — «David Bowie». Это была смесь поп-музыки, психоделии, и мюзик-холла. Примерно в то же самое время он выпустил новый сингл «The Laughing Gnome», который использовал ускоренный вокал стиля Chipmunk (эффект «вокала-бурундука»). Ни одному из этих релизов не удалось попасть в чарты, и Боуи не будет делать записи в течение двух лет. Его материал с лейбла Deram Records, из альбома и различных синглов впоследствии будет выпущен на многочисленных сборниках.

Находясь под влиянием драматических искусств, Боуи учился пантомиме и арт-комедии, вместе с Линдси Кемпом из авангардистского театра. Большая часть его работы повлечет создание характеров и персонажей, представленных миру позже. В 1967 Боуи продал свои первые песни другому музыканту по имени «Оскар» (ранний вариант псевдонима актера-музыканта Пола Николса). Боуи написал оскаровский третий сингл «Over The Wall We Go», который высмеивал жизнь в британской тюрьме. В конце 1968 года, его тогдашний менеджер, Кеннет Питт, продюсирует получасовой рекламный фильм под названием «Love You till Tuesday» при участии Боуи, исполнившим несколько песен, но он остался не изданным до 1984 года.

1969-73: От психоделического фолка до глэм-рока

Впервые слава улыбнулась Дэвиду в 1969 году — с выходом его сингла «Space Oddity», написанного годом ранее, но записанного и выпущенного одновременно с первой высадкой астронавтов на Луну. Эта баллада рассказывала историю Майора Тома, астронавта, который теряется в пространстве, хотя это также интерпретировалось, как аллегория на приём наркотиков. Этот сингл попал в пятерку лучших хитов Великобритании. Боуи добавлял последние штрихи в песню, живя с Мэри Финнигэн как её квартирант. Финнигэн и Боуи объединили свои силы с Кристиной Остром и ныне покойным Барри Джексоном чтобы управлять «Фолк Клубом» по воскресеньям в пабе «Три Бочки» на Бэкенхем Хай Стрит, на юге Лондона. Это вскоре переросло в «Лабораторию Искусств Бэкенхем» и стало чрезвычайно популярным. В августе 1969 года «Лаборатория Искусств» устраивала бесплатные фестивали в местном парке, что позже было увековечено Боуи в его песне «Memory of a Free Festival». В 1969 и 1970 годах, «Space Oddity» была использована в ходе репортажей BBC о высадке на Луну Аполлона-11, и об Аполлоне-13.

Одноименный альбом Дэвида был выпущен в ноябре 1969 года и первоначально имел название «David Bowie», которое вызвало некоторое замешательство, поскольку первый и второй альбомы Боуи были выпущены с одинаковыми названиями, в Великобритании. В США же альбом первоначально носил название «Man of Words, Man of Music» — дабы преодолеть эту путаницу. В 1972 году альбом был переиздан лейблом RCA Records как «Space Oddity», это название сохранилось до сих пор.

В 1970, Боуи выпустил свой третий альбом — «The Man Who Sold the World», отвергая акустическое звучание предыдущих альбомов и заменив его на тяжелый рок, при поддержке Мика Ронсона, который будет его главным партнером до 1973 года. Большая часть альбома напоминает британский хэви-метал того периода, но альбом имел некоторые необычные музыкальные ходы, такие как использование заглавной песни, латиноамериканских звуков и ритмов. Музыка этого альбома становиться более тяжелой, вследствие чего некоторые музыкальные критики называют эту работу Боуи «началом эры глэм-рока». Негодование критиков вызывала обложка музыкального диска, на котором Боуи изображен переодетым в женское платье, раннем примере применения андрогинности в его творчестве. В США альбом был первоначально выпущен с мультяшной обложкой, на которой не было Боуи.

Его следующий альбом «Hunky Dory», вышедший в 1971 году, ознаменовал возвращение порядком подзабытого певца, известного публике по синглу «Space Oddity», с «легкими» композициями, такими, как забавная «Kooks». Однако альбом обращал внимание и на более серьёзные темы, в таких песнях, как «Oh! You Pretty Things» (первоначально песня была выпущена как сингл в исполнении Питера Нуна из группы «Herman's Hermits», на которой Боуи играл на фортепиано, песня достигла двенадцатого места в хит-параде Великобритании), полу-автобиографической «Bewlay Brothers» и «Quicksand», написанная под влиянием буддизма. В текстах молодой автор песен/композитор также отдал дань уважения своим кумирам, в песнях «Song for Bob Dylan», «Andy Warhol», и «Queen Bitch», которую Боуи несколько загадочно отмечает на обложке диска, указывая как стилизацию под «Velvet Underground». Как и сингл «Changes», альбом «Hunky Dory» не имел шумного успеха, но он заложил основы для перехода, совершенного за восемнадцать месяцев в 1972—1973 годах, который в ближайшее время приведет Боуи в первые ряды звезд, принеся ему четыре альбома в десятке лучших и восемь синглов, попавших в десятку лучших хит-парада Великобритании.

Боуи продолжил дальнейшее исследование своего андрогинного имиджа на концептуальном альбоме «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars», который вышел в июне 1972 года. Основная тема альбома — приближающийся армагеддон, альбом составлен из глубокомысленных композиций о человекоподобном космическом рок-мессии, уничтоженном фанатизмом своих адептов. Дэвид Боуи яростно требует от журналистов не называть его прошлым псевдонимом, без конца напоминая им, что он Зигги Стардаст. Звучание альбома сочетало в себе элементы хард-рока из альбома «The Man Who Sold the World», с мелодичным экспериментальным роком из «Hunky Dory» и быстро развивающимся глэм-роком, ведомым Марком Боланом и группой «T. Rex». Многие песни с альбома стали классикой рока, в том числе «Ziggy Stardust», «Moonage Daydream», «Rock & Roll Suicide», «Starman» и «Suffragette City».

Слава Зигги Стардаста стала основанием для первого крупномасштабного тура Боуи, начавшегося в 1972 году. Во время тура он выступал в креативных нарядах, разработанных Кансаи Ямамото, со своим знаменитым пылающе-красным маллетом на голове. В туре Боуи сопровождала группа из трех музыкантов, названная Spiders From Mars: Мик Ронсон (гитара), Тревор Болдер (бас), и Вуди Вудменси (ударные). Это был первый тур, в котором Боуи посетил США, его первое выступление произошло 22 сентября 1972 в Мюзик-холле г. Кливленда, штат Огайо (в котором находится знаменитый Зал славы рок-н-ролла). Альбом достиг пятого места в хит-параде Великобритании, а сингл «Starman» забрался на десятую позицию хит-парада. Их успех сделал Боуи звездой, и вскоре вышедший шестью месяцами ранее альбом «Hunky Dory» затмил альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars», ставший номером три в британских чартах. В то же время, не альбомный сингл «John, I’m Only Dancing» (не был выпущен в США до 1979 года), достиг в Великобритании двенадцатой строчки в хит-параде, а сингл «All The Young Dudes», который он написал и спродюсировал для группы «Mott the Hoople», стал в Великобритании номером три.

В то же самое время Боуи начал продвигать и продюсировать своих героев рок-н-ролла, двух из которых он встретил в популярном нью-йоркском ночном клубе Max’s Kansas City: бывшего вокалиста «Velvet Underground» Лу Рида, чей успешный сольный альбом «Transformer» был спродюсирован Боуи и Ронсоном; и Игги Попа с его группой «The Stooges», которые под руководством Боуи и MainMan Productions записали свой третий альбом «Raw Power». Хотя он не присутствовал на сведении альбома, Боуи позднее сделал свой столь обсуждаемый микс. Также, Боуи исполнил бэк-вокал на альбомах «Transformer» Лу Рида и «The Idiot» Игги Попа.

Spiders From Mars снова собрались вместе на альбоме «Aladdin Sane», изданном в апреле 1973 года. Это был первый альбом Боуи, ставший номером один в Великобритании. Боуи описывал его как «Зигги отправляется в Америку», все новые песни были написаны в дороге — на кораблях, в автобусах или поездах во время первого этапа его тура по США, в поддержку альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars». На обложке альбома был изображен Боуи с прической как у Зигги, и красными, черными, синими молниями на его лице. Обложку описывали как «самую поразительную обложку рок-альбомов». «Aladdin Sane» содержал композиции: хит #2 «Jean Genie» и хит #3 «Drive-In Saturday» в Великобритании, и кавер-версию песни The Rolling Stones «Let’s Spend the Night Together». Майк Гарсон присоединился к команде Боуи, чтобы играть на фортепьяно на этом альбоме, и его соло на заглавной песне, было воспринято, как одна из основных изюминок альбома.

Более поздние шоу Боуи в образе Зигги Стардаста, которые включали песни из альбомов «Ziggy Stardust» и «Aladdin Sane», а также несколько более ранних композиций, таких как «Changes» и «The Width of a Circle», были ультратеатральными постановками, наполненными шокирующими сценическими моментами, такими как раздевание Боуи до набедренной повязки сумоиста или симуляция орального секса с гитарой Ронсона. Боуи завершил тур и дал пресс-конференцию в качестве Зигги, перед драматической и резкой театральной «отставкой» в Лондонском Hammersmith Odeon 3 июля 1973. Он объявил — «Из всех шоу этого тура, это шоу особенное и останется с нами дольше всех, потому что это не только последнее шоу тура, это — последнее шоу, которое мы будем когда-либо делать. Спасибо.» (англ. «Of all the shows on this tour, this particular show will remain with us the longest, because not only is it the last show of the tour, but it’s the last show that we’ll ever do. Thank you.») — сохранилась запись этого шоу, снятая режиссёром Донном Аланом Пеннебейкером, и запоздало выпущенное под названием «Ziggy Stardust — The Motion Picture» в 1983 году, после многих лет хождения в качестве аудиобутлега. После этого финального шоу, группа The Spiders From Mars была расформирована.

«Pin Ups», коллекция кавер-версий его любимых песен 1960-х годов, была выпущена в октябре 1973 года. Она включала композицию «Sorrow», ставшую номером три в Великобритании. Сам альбом стал номером один в хит-параде, что делает его самым продаваемым альбомом Боуи в 1973 году, в Великобритании. К этому времени, Боуи уже распустил The Spiders from Mars, и пытался дистанцироваться от образа Зигги Стардаста. Альбомы, выпущенные Боуи до этого, стали чрезвычайно популярны: The Man Who Sold the World был вновь выпущен в 1972 году вместе со вторым альбомом Боуи «Space Oddity». Композиция «Life on Mars?», с альбома «Hunky Dory», была выпущена как сингл, в 1973 году и достигла 3 строчки в хит-параде Великобритании. В том же году перезаписанный сингл 1967 года, «The Laughing Gnome», стал #6 в британском хит-параде.

1974-76: Соул, R&B и Thin White Duke

В 1974 году увидел свет другой амбициозный альбом «Diamond Dogs», с вступлением, которое произносил Боуи и песней/сюитой в нескольких частях («Sweet Thing/Candidate/Sweet Thing (reprise)»). «Diamond Dogs» является результатом двух различных идей: мюзикла, основанном на диком будущем в пост-апокалиптическом городе, и адаптированного к музыке романа Джордж Оруэлла «1984». Боуи также планировал разработку кинофильма «Diamond Dogs», но эта идея не реализовалась. Боуи хотел первоначально написать мюзикл по роману «1984», но его интерес ослаб после столкновения с трудностями в получении разрешения на адаптацию романа. Он использовал некоторые из песен, которые он написал для этого проекта, и добавил их на альбом «Diamond Dogs». Альбом продемонстрировал смещение Боуи к жанрам соул и фанк, композиция «1984» является ярким примером этого. Альбом породил такие хиты как «Rebel Rebel» (номер 5 в хит-параде Великобритании) и «Diamond Dogs» (номер 21 в хит-параде Великобритании). Сам альбом добрался до верхней строчки британского хит-парада, что сделало Боуи самым «продаваемым» артистом в Великобритании, второй год подряд. В США Боуи добился своего первого крупного коммерческого успеха, поскольку альбом добрался до пятой позиции в чарте.

Сразу после выпуска альбома, Боуи начал масштабный Diamond Dogs Tour по Северной Америке в период с июня по декабрь 1974. Тур имел высокий сценический бюджет, хореография была поставлена Тони Бэзилом, концерты включали множество ярких театральных спецэффектов. Боуи порвал с современной стандартной практикой для рок-концертов, не выходя на бис. Тур был снят Аланом Йентобом для документального фильма «Cracked Actor». Документальный фильм, казалось, подтвердил слухи о злоупотреблении певца кокаином, показав разбитого и изнуренного Боуи, нервно нюхающего на заднем сиденье автомобиля и утверждающего, что это была муха в его молоке. Боуи посетовал, что получающийся концертный альбом, «David Live», нужно назвать «Дэвид Боуи, жив и здоров только в теории», предположительно ссылаясь на свое лихорадочное, запутанное психологическое состояние в этот период. Тем не менее альбом утвердил его статус суперзвезды, став номером два в хит-параде Великобритании и номером восемь в хит-параде США. Альбом также продемонстрировал хит-сингл, кавер «Knock On Wood», достигший 10 позиции в хит-параде в Великобритании. После окончания первой части тура, Боуи в основном отбросил сложные эффекты. Когда тур возобновился, после летнего перерыва в Филадельфии, в связи с записью нового материала, звучание «Diamond Dogs» уже не казался актуальным. Боуи отменил семь концертов и внес изменения в группу, которая вернулась на сцену в октябре, продолжая тур под названием Philly Dogs.

Для поклонников Зигги Стардаста, которые не разглядели очевидных штампов соула и фанка в последний работе Боуи, «новый» звук считался неожиданным и потрясающим шагом. Альбом «Young Americans» 1975 года, был исследованием Боуи «филадельфийского соула» — хотя сам он иронически характеризовал звук как «пластиковый соул» (англ. plastic soul). Альбом содержал его первый хит номер один в США, «Fame», написанный в соавторстве с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном (которые также исполнили бэк-вокал на песне). Композиция была основана на рифе, который сочинил Аломар, играя кавер-версию классической ду-воп мелодии «Foot Stompin», которую группа Боуи включила в список-композиций, во время периода выступлений в Филадельфии. Одним из бэк-вокалистов на альбоме был молодой Лютер Вэндросс, который также был соавтором и написал часть материала для «Young Americans». Песня «Win» содержала гипнотический гитарный риф, позже взятый Беком Хенсеном для основы трека «Debra» из его альбома Midnite Vultures. Несмотря на наглое признание Боуи в мелкости его «пластмассового соула», он действительно по праву заслужил честь стать одним из немногих белых музыкантов, приглашенных появиться на популярной передаче о соул музыке, «Soul Train». Другое яростно-параноидальное появление на ABC, в The Dick Cavett Show (5 декабря, 1974 года), казалось, подтвердило слухи о злоупотреблении Боуи кокаином в это время. «Young Americans» был альбомом, который укрепил славу Боуи в США; хотя достигнув максимум только номера девять в чартах, в противоположность пятой строчки альбома «Diamond Dogs», этот альбом оставался в чартах вдвое дольше. Альбом достиг номера два в хит-параде Великобритании, в то время как переизданный старый сингл «Space Oddity» стал первым хитом номер один Боуи в Великобритании, спустя только несколько месяцев после того, как сингл «Fame» достиг того же самого в США. В это время Дэвид выступает с Шер на её второй телевизионной программе «The Cher Show», они делают смесь из их песен и популярных хитов, а также версию его песни «Fame».

Альбом «Station to Station» (1976) продемонстрировал более темную сторону его соул-персоны, названную «Худой Белый Герцог» (англ. Thin White Duke). Визуально образ был расширенным вариантом Томаса Джерома Ньютона — персонажа, сыгранного Боуи в научно-фантастическом фильме «Человек, который упал на Землю». «Station to Station» является переходным альбомом, прообразом краут-рока и синтезаторной музыки в его следующих работах, и дальнейшим развитием фанк и соул музыки Young Americans. К этому времени Боуи стал в значительной степени зависимым от наркотиков, в частности кокаина, многие критики связывали резанный ритм и эмоциональный отрыв записи с влиянием наркотиков, к которым Боуи, как утверждали, пристрастился в Америке. Дэвид Боуи отказался предоставить спутник, забронированный для международной презентации, предшествующей выпуску «Station to Station», испанскому правительству, которое желало произвести прямой эфир по поводу смерти испанского диктатора Франсиско Франко. Его рассудок, по его собственному признанию позднее, помутился от кокаина: у него было несколько передозировок в течение года. Кроме того, Боуи физически увядал, много потеряв в весе.

Тем не менее, был ещё один большой тур, Isolar — 1976 Tour, продемонстрировавший весьма измененный список композиций, выдвинул на первый план новые песни, такие как драматическая и длинная «Station to Station», баллада «Wild Is the Wind», «Word on a Wing», «Stay» и пугающую «TVC 15». Основная группа, которая объединилась вокруг этого альбома и тура: ритм-гитарист Карлос Аломар, басист Джордж Мюррей и барабанщик Деннис Дэвис, останется стабильным составом Боуи, в течение 1970-х. Тур был очень успешен, но также погряз в политических дискуссия. СМИ цитировали скандальные комментарии Боуи, сказанные им в Стокгольме: «Великобритания могла извлечь выгоду от фашистского лидера», он был задержан таможней в Восточной Европе за перевозку нацистской атрибутики. Выступая в качестве Худого Белого Герцога, он сделал заявления в интервью Playboy, New Musical Express и шведской прессы, в которых высказывался в поддержку фашизма и воспринимал с восхищением Адольфа Гитлера. Боуи сказал следующее:

«Великобритания готова к фашистскому лидеру… Я думаю, Англия могла бы извлечь пользу из фашистского лидера. В конце концов, фашизм на самом деле национализм… Я очень сильно верю в фашизм, люди всегда отвечали большей эффективностью при полковых лидерах».

Он также сказал следующее:

«Адольф Гитлер был одной из первых рок-звезд» и «Ты должен быть крайне правым, чтобы вычистить его снизу доверху».

Дело имело продолжение в Лондоне 2 мая 1976 года, в инциденте известном как «Инцидент на станции Виктория», когда Боуи, прибывающий в мерседесе-кабриолете, приветствовал толпу жестом, который некоторые расценивали как нацистское приветствие — оно было заснято на камеру и издано в New Musical Express. Сам Боуи решительно отрицал это, и утверждал что фотограф просто снял его на середине размахивания рукой, и позже обвинил свои пагубные привычки и сам образ Худого Белого Герцога в его проблемах в этот период.

1976-79: Берлинская эра

Интерес Боуи к развивающейся немецкой музыкальной сцене, как и его пристрастие к наркотикам, побудили его переехать в Западный Берлин, чтобы отдохнуть и вдохнуть новую жизнь в его карьеру. Снимая квартиру в г. Шёнеберге с его другом Игги Попом, Боуи создает ещё три своих классических альбома (на всех трех сотрудничает с Тони Висконти) и помогает Игги с его карьерой. С Боуи в качестве соавтора и музыканта, Игги Поп записал его первые два сольных альбома, «The Idiot» и «Lust for Life». Боуи присоединился к гастролирующей группе Игги Попа весной, просто играя на клавишных и исполняя бэк-вокал. Группа выступала в Великобритании, Европе и США, с марта до апреля 1977 года.

Неровный звук альбома «Station to Station» оказался предшественником «Low», первого из трех альбомов, которые стали известны как «Берлинская Трилогия». Частично под влиянием стиля краут-рок групп Kraftwerk и Neu!, Боуи отправился в Нойнкирхен, недалеко от Бонна, чтобы встретиться со знаменитым немецким продюсером Конни Планком. «Low» стал хитом и добрался до 3 строчки, в хит-параде в Великобритании, а радиостанция BBC использовала сингл «Sound and Vision» как музыкальную тему. Альбом был записан в 1976 и выпущен в начале 1977 года.

Следующий альбом, «Heroes», был аналогичным по звучанию с «Low», хотя и немного более доступный. Настроение этого альбома соответствует духу времени «холодной войны», символизирующем разделение города Берлина, что и послужило источником вдохновения для Боуи. Одноименная песня, повествующая о двух влюбленных, которые встретились около Берлинской стены, является одной из наиболее перепеваемых песен Боуи, другими исполнителями.

В 1977 году Боуи также появился на музыкальном шоу Marc, проводимый его другом и коллегой, пионером глэм-рока Марком Болана из T Rex. Он оказался последним гостем шоу, а Болан погиб в автокатастрофе вскоре после этого. Боуи был одним из многих суперзвезд, которые присутствовали на его похоронах.

На Рождество 1977 года, Боуи присоединился к Бингу Кросби, горячим поклонником которого он являлся, в телевизионной студии «АТВ» в Англии, чтобы записать «Peace on Earth/Little Drummer Boy», новую версию песни «Little Drummer Boy», с новым текстом. Полученное в итоге музыкальное видео на рождественскую тематику фактически было записано во время разгара летней жары, со сломанным кондиционером. Первоначально эти два певца встретились на Рождественской телепередаче Кросби двумя годами ранее (по рекомендации детей Кросби — он сам не слышал до этого о Боуи), и исполнили песню. Через месяц после завершения записи, Кросби умер. Пять лет спустя песня будет показана всему миру и станет рождественским хитом, достигнув в хит-параде Великобритании третьей позиции, на Рождество 1982 года. Боуи позже отметил в шутку, что он боялся того, чтобы быть приглашенным артистом, потому что «к кому бы я ни пришел — все дают дуба» (англ. everyone I was going on with was kicking it), намекая на Болана и Кросби.

Дэвид Боуи и его группа отправились в обширный мировой тур в 1978 году (среди прочих стран, Боуи впервые посетил в Австралию и Новую Зеландию), в котором представил музыку с альбомов «Low» и «Heroes». Концертный альбом с материалом тура был выпущен под названием «Stage», в том же году. Песни из альбомов «Low» и "Heroes" были позже преобразованы в симфонии композитором-минималистом Филипом Глассом. На концертах тура Дэвид Боуи часто исполнял кавер-версию песни «Alabama Song», написанную Бертольдом Брехтом, поклонником которого является Боуи. Затем он записал её в студии и выпустил как сингл вместе с акустической версией «Space Oddity». Сингл достиг 23 места в британских чартах, в декабре 1979 года. В дальнейшем Боуи неоднократно исполнял «Alabama Song» на концертах. В 1978 Боуи также записал альбом «David Bowie Narrates Prokofiev’s Peter and the Wolf», основанный на произведении Сергея Прокофьева — «Петя и Волк».

«Lodger» (1979) был последним альбом Боуи в так называемой «Берлинcкой Трилогии», или «Триптихе», как называет это Боуи. Он содержал синглы «Boys Keep Swinging», «DJ» и «Look Back in Anger» и, в отличие от двух предыдущих пластинок, не содержали инструментальных композиций. Стиль был смесью новой волны и этнической музыки, например, в «African Night Flight» и «Yassassin». Многие композиции были сочинены тандемом Боуи/Ино в нетрадиционной манере: «Boys Keep Swinging» был сочинен музыкантами совместно, для этого они обменялись своими инструментами, в то время как «Move On» содержит аккорды ранней песни Боуи, «All The Young Dudes», сыгранные в обратном порядке; песня «Red Money» получила основу из трека «Sister Midnight» (сочиненного Игги Попом/Дэвидом Боуи) из альбома Игги «The Idiot». Это был последний альбом Боуи в сотрудничестве с Брайаном Ино, до «1. Outside» в 1995 году.

1980-89: От суперзвезды до мегазвезды

В 1980, стиль Боуи регрессировал, объединяя уроки полученные на «Low», «Heroes» и «Lodger», увеличивая успех в хит-парадах. Альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)» содержал хит #1 «Ashes to Ashes», который демонстрировал структурную работу Чака Хэммера на гитаро-синтезаторе, и вновь использовал персонажа Майора Тома из песни «Space Oddity». Образы Боуи использующиеся в клипе на песню, оказали международное воздействие на андеграундное движение «Новая Романтика» и на многих последователей этой культуры, являющихся фанатами Дэвида. Боуи посетил Лондонский клуб «Blitz» — главный клуб движения «Новая Романтика» — чтобы пригласить на съемки клипа нескольких из его постоянных посетителей (включая Стива Стрейнджа из группы Visage). Музыкальное видео «Ashes to Ashes», стало одним из наиболее инновационных видеоклипов всех времен. Хит-сингл «Ashes to Ashes» стал #1 в британских чартах.

Хотя в «Scary Monsters» использованы принципы и опыт, которые Боуи познал в «Берлинской Эре», этот альбом, как полагали критики, был намного более откровенным музыкально и лирически, отражая преобразование Боуи пережитое во время своего пребывания в Германии и Европе. В 1980 году Боуи развелся с женой Анджелой, прекратил употребление наркотиков, покончив с эрой «Худого Белого Герцога», и радикально изменил свое понимание о способах, которыми должна быть сочинена музыка. У альбома была хард-роковая основа, которая отражала заметное влияние гитарного звука из King Crimson, The Who и Television. Музыкальные видео на синглы из альбома, «Ashes to Ashes» и «Fashion», неоднократно признавались лучшими видеоклипами 1980-х, в различных опросах. Боуи три месяца выступал на Бродвее в роли «Человека-слона» (Elephant Man) с 24 сентября 1980 года.

В 1981 году группа Queen выпустили песню «Under Pressure», совместно написанную и исполненную с Дэвидом Боуи. Песня имела огромный успех и стала третьим синглом Боуи, который стал номером один в британских чартах. В том же году Дэвид Боуи исполнил эпизодическую роль в немецком фильме «Мы дети со станции Зоо», реальной истории из жизни 13 летней девочки в Берлине, которая попадает в героиновую наркозависимость и заканчивает жизнь проституцией и развращением себя. Боуи приписывают «Специальное сотрудничество» в титрах, и его музыка занимает видное место в фильме. Саундтрек был выпущен в 1981 году и содержал версию «Heroes» спетую частично на немецком, которая ранее была включена в немецкое издание одноименного альбома. В следующем году Боуи появился в адаптации пьесы Бертольда Брехта Baal от BBC. Параллельно с переводом фильма, вышел пяти-трековый EP с песнями из пьесы, названный «David Bowie in Bertolt Brecht’s Baal», записанный в берлинской студии «Hansa by the Wall» в предыдущем сентябре. Это была последняя работа Боуи для лейбла RCA Records, поскольку в 1983 году он перешёл с RCA Records на лейбл EMI America. В апреле 1982 года, Боуи записал композицию «Cat People (Putting Out Fire)» с Джорджо Мородером, для фильма «Люди-Кошки», режиссёра Пола Шредера.

В 1983 Боуи произвел фурор, выпустив свой первый действительно коммерческий блокбастер «Let’s Dance», гладкий танцевальный альбом, спродюсированный вместе с Нилом Роджерсом из группы «Chic». Заглавная песня стала номером один в Соединенных Штатах и Великобритании. Продажи «Let's Dance» стали массовыми и достигли 14 миллионов экземпляров. Альбом второй «бестселлер» 1983 года, после альбома Майкла Джексона «Thriller». Альбом также содержит хит-синглы «Modern Love» и «China Girl», на который был снят провокационный видеоклип. «China Girl» была римейком песни, которую Дэвид Боуи сочинил ещё несколько лет назад вместе с Игги Попом в Берлине, который записал её на свой альбом «The Idiot». В интервью Курту Лодеру, Боуи сказал, что способствует помощи музыкантам, которыми он восхищается и мотивацией для того, чтобы сделать запись песни «China Girl», было оказание финансовой помощи его другу Игги Попу, который получал отчисления как соавтор. «Let’s Dance» также примечателен тем, что стал краеугольным камнем в карьере техасского гитариста-виртуоза Стиви Рэя Вона, который играл на альбоме и должен был поддержать Боуи в последующем «Serious Moonlight Tour». Вон, однако, не принял участия в гастролях, после различных споров с Боуи. Вон был заменен ветераном туров Боуи, Эрлом Сликом. Фрэнк и Джордж Симмсы из группы «The Simms Brothers Band» появились в туре, в качестве бэк-вокалистов.

Следующий альбом Боуи, первоначально планировалось сделать концертным альбомом, записанным в ходе «Serious Moonlight Tour», но вместо этого, лейбл EMI потребовал сделать другой студийный альбом. В результате альбом, 1984 года «Tonight», также был танцевально ориентированным, как и его предшественник, демонстрировал сотрудничество с Тиной Тернер и Игги Попом, а также различные кавер-версии, в том числе песни «God Only Knows», группы The Beach Boys . Также, на альбоме присутствовал трансатлантический хит «Blue Jean» ставший #6 в Великобритании, а видеоклип на этот сингл — 21-минутный короткометражный фильм «Jazzin' for Blue Jean» — отражал давнишний интерес Боуи, к объединению музыки с драматическим искусством. Это видео принесет Боуи его первую Грэмми, за лучшее короткометражное музыкальное видео. Альбом также содержит песню «Loving The Alien», ремикс на которую имел успех в 1985 году. В альбом вошли танцевальные версии перезаписанных композиций: «Neighborhood Threat» и «Tonight», это были старые песни Боуи, написанные вместе с Игги Попом в Берлине, которые первоначально появились на альбоме Попа «Lust for Life». Альбом «Tonight» достиг #1 в британских хит-парадах.

В 1985, Боуи исполнил несколько его суперхитов на стадионе Уэмбли для Live Aid, международном благотворительном музыкальном фестивале с целью сбора средств для помощи пострадавшим от страшного голода в Эфиопия 1984—1985 годов. В конце его выступления, которое включало песни: «Rebel Rebel», «TVC 15», «Modern Love» и «Heroes», он представил фильм о голоде в Эфиопии, который транслировался под песню «Drive» группы The Cars, на которую пришёлся пик пожертвований. На мероприятии, бала показана премьера клипа на сингл — дуэта Боуи с Миком Джаггером «Dancing In The Street», который быстро стал номером один, после релиза. В том же году Дэвид Боуи работал с группой Pat Metheny Group над песней «This Is Not America», которая была показана в фильме «The Falcon and the Snowman». Эта песня была краеугольным камнем альбома, сотрудничество намеревалось подчеркнуть центральные темы шпионского триллера — отчуждение и недовольство.

В 1986 году Боуи сочинил несколько песен, а также участвовал в фильме «Absolute Beginners». Фильм был не очень хорошо распhостранён, но одноимённая музыкальная тема Боуи, достигла второго места в британских чартах. в 1986 году Боуи снялся в фильме Джима Хенсона «Лабиринт», он исполнил роль короля гоблинов Джарета, который украл маленького брата девушки по имени Сара (сыгранную Дженнифер Коннелли), для того чтобы превратить его в гоблина. Боуи написал пять песен для фильма, сценарий фильма был частично написан Терри Джонсом из Монти Пайтон.

Последним сольным альбом Боуи в восьмидесятых стал «Never Let Me Down» (1987), на котором он поменял легкий звук из двух его предыдущих альбомов, на хард-рок с индастриал/техно танцевальной основой. Альбом, пик которого пришёлся на номер шесть в Великобритании, содержал такие хиты как: «Day-In, Day-Out», «Time Will Crawl» и «Never Let Me Down». Боуи позже охарактеризовал его как «мой Надир» и «ужасный альбом».

В 1987 году Боуи организовал концертный тур, в поддержку альбома «Never Let Me Down». «Glass Spider Tour» предшествовали девять промо-шоу для прессы, до того как, 30 мая 1987 года, 86-тиконцертный тур стартовал. В дополнение к устоявшемуся составу концертной группы, к Боуи присоединились: Питер Фрэмптон в качестве соло-гитариста, а также пять танцоров, которые выступали почти на всем протяжении каждого концерта. Записанные на пленку части диалога между Боуи и танцорами, были добавлены в середине песен, создавая открыто театральный эффект. Несколько визуальных трюков были воссозданы из предыдущих туров Боуи. Критики тура описали это как перепродюсирование и подражание текущим тенденциям стадионного рока, в спецэффектах и танцах. Однако, поклонники которые видели шоу «Glass Spider Tour», усмотрели в этом многое из классики и раритетов Боуи, в дополнение к более новому материалу.

В августе 1988 года Дэвид Боуи исполнил роль Понтия Пилата в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа».

1989-91: Tin Machine

В 1989, впервые с начала семидесятых (со времен «The Spiders from Mars»), Боуи сформировал регулярную группу, хард-рок квартет «Tin Machine», вместе с музыкантами Ривзом Гэбрелсом, Тони Сэйлсом и Хантом Сэйлсом. «Tin Machine» выпустили два студийных альбома и одну концертную запись. Группа получила смешанные отзывы у критиков и несколько более теплый прием со стороны публики, также группа «Tin Machine» стала началом длительного сотрудничества между Боуи и Гэбрелсом.

Оригинальный альбом, «Tin Machine» вышел в 1989 году, имел успех, занимая третье место в хит-параде Великобритании. «Tin Machine» отправились в свой первый мировой тур, демонстрируя теперь небритого Дэвида Боуи и дополнительного гитариста Эрика Шермерхорна, в том же году. Несмотря на успех проекта «Tin Machine», Боуи был слегка разочарован тем, что многие из его идей были или отвергнуты или изменены группой. Боуи начал девяностые с тура по стадионам, на которых он играл главным образом свои самые известные хиты. «The Sound + Vision Tour» (названный в честь сингла с альбома «Low») был задуман и поставлен хареографом Эдуардом Локом из квебекской современной танцевальной труппы «La La La Human Steps», с которой Боуи сотрудничал и выступал на сцене и в своих видеоклипах. Боуи пообещал во время тура, что он никогда не будет играть свои ранние хиты снова.

Хотя он никого не удивил, когда позднее отказался от своих слов, а также от обещания, что его концертный список песен в определенной стране, будет сосредоточен на любимых хитах поклонников, выбираемых местным голосованием в телефонном опросе — от идеи быстро отказались, когда кампания проведенная британским еженедельником New Musical Express привела к внушительной победе в пользу песни «The Laughing Gnome», правда, в его последующих турах присутствовали некоторые из его хитов, но когда они появлялись, то часто радикально переделывались в плане их аранжировки и постановки.

Негативное отношение прессы к Боуи продолжалось, когда обложка второго альбома «Tin Machine» стала предметов многочисленных споров и обсуждений, из-за присутствия на ней, изображения голой статуи.

После второго менее успешного альбома «Tin Machine II» и полного провала концертного альбома «Tin Machine Live: Oy Vey, Baby», Боуи устал от работы в группе, где было ограничено его творчество, и наконец расформировал «Tin Machine», чтобы работать самостоятельно, продолжив сольную карьеру.

1992-99: Электроника

В 1992 году он исполнил свои хиты «Heroes» и «Under Pressure» (с Энни Леннокс) на концерте посвященном памяти Фредди Меркьюри (англ. Freddie Mercury Tribute Concert). В 1993 году увидел свет альбом с влиянием соула, джаза и хип-хопа «Black Tie White Noise», который воссоединил Боуи с продюсером альбома «Let's Dance» Нилом Роджерсом. Альбом попал на первое место в хит-параде Великобритании с такими синглами, как «Jump They Say» (Top-10 хит) и «Miracle Goodnight».

Боуи исследует новые музыкальные направления на альбоме 1993 года «The Buddha of Suburbia», изданного на основе музыкального сопровождения, сочиненного для одноименного телесериала. В нём содержались некоторые новые элементы, использованные в «Black Tie White Noise», а также альбом демонстрировал движение Боуи к альтернативному року. Альбом был хорошо отмечен критиками, но получил сдержанные оценки и достиг только 87 строчки в чартах Великобритании.

Амбициозный, с выраженным влиянием индастриала, альбом «1.Outside» 1995 года, воссоединил его с Брайаном Ино, задуманный как первый выпуск нелинейного повествования об искусстве и убийстве, но впоследствии не имел продолжения. Альбом представил персонажей одной из рассказов Боуи, и добился успеха в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Альбом и его синглы ознаменовали возвращение Боуи в мейнстрим рок-музыки. В сентябре 1995, Дэвид Боуи начал «Outside Tour» с вернувшимся Ривзом Гэбрелсом на место гитариста. Боуи пригласил группу Nine Inch Nails в совместный тур, этот выбор одинаково хвалили и высмеивали критики и поклонники; Трент Резнор сделал ремикс на песню «The Hearts Filthy Lesson», для сингла Боуи. 17 января 1996 года, Боуи был введен в Зал славы рок-н-ролла на одиннадцатой ежегодной церемонии.

Получивший самые строгие оценки критики со времен «Let's Dance», был альбом «Earthling» (1997), который содержал эксперименты с британским джанглом и драм-н-бэйсом, включал сингл, выпущенный в интернете «Telling Lies», другие синглы с альбома были «Little Wonder» и «Dead Man Walking». Был организован мировой тур, в поддержку альбома. Песня Боуи «I’m Afraid of Americans» вошла в фильм Пола Верховена «Шоугёлз», на неё сделал ремикс Трент Резнор, выпущенный в качестве сингла. Постоянная ротация клипа (в котором снялся также Резнор) на музыкальных каналах, способствовала 16-недельному пребыванию песни в американском Billboard Hot 100. Альбом был номинирован на премию Грэмми, в категории «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение».

В 1997 году, Боуи отмечает свой пятидесятилетний юбилей грандиозным концертом в Медисон-сквер-гарден, на который приходят его друзья Лу Рид, Foo Fighters и Sonic Youth, чтобы поздравить, приняв в нём участие.

1999 по настоящее время: Неоклассицист Боуи

В 1998 году Дэвид Боуи воссоединился с Тони Висконти, чтобы записать песню для мультипликационного фильма Карапузы под названием «(Safe in This) Sky Life». Хотя песня была отредактирована в финальной версии мультфильма и не попала на саундтрек к нему, воссоединение привело к новому сотрудничеству музыкантов. Песня «(Safe in This) Sky Life» была позже перезаписана и выпущена как b-сторона на сингле в 2002 году, где она была переименована в «Safe». Среди их совместной работы в этот период, была переработка трека группы Placebo «Without You I’m Nothing» из одноименного альбома.

Висконти руководил дополнительным производством, требуемым для гармоничного добавления вокала Боуи в оригинальную версию, песня была выпущена как сингл с ограниченным тиражом.

В 1999 году Боуи написал саундтрек к компьютерной игре «Omikron: The Nomad Soul». Дэвид Боуи и его жена Иман выступали в качестве персонажей в игре. В том же году перезаписанные треки из «Omikron: The Nomad Soul» и новая музыка были выпущены в альбоме «'hours...'». В него вошла песня «What’s Really Happening» с текстом Алекса Гранта (англ. Alex Grant), победителем интернет-конкурса «Cyber Song Contest», организованным Дэвидом Боуи. Этот альбом был переходом Боуи от тяжелой электроники, с акцентом на большее количество живых инструментов. Первым синглом с альбома стала песня «The Pretty Things Are Going to Hell», написанная совместно с Ривзом Гэбрелсом, песня прозвучала в фильме «Стигматы».

Планы для нового альбома, названного «Toy», появились после выпуска «'hours...'», который должен был содержать новые версии некоторых из ранних песен Боуи, а также три новые песни. Репетиции для альбома началась в 2000 году, но альбом не был выпущен, в результате чего осталось несколько песен, некоторые из которых ещё не издавались и не были закончены. Вместо этого Дэвид Боуи и Висконти продолжили сотрудничество над производством нового альбома с полностью оригинальными песнями. Результатом репетиций стал альбом «Heathen», вышедший в 2002 году, который имел темный атмосферный звук, и был самым большим успехом Боуи в чартах, за последние годы. В 2002 также Боуи выступил на ежегодном фестивале Meltdown, в Лондоне. Среди актов, выбранных Боуи, были исполнены «Филип Гласс», «Television» и «The Polyphonic Spree». Боуи сам играл шоу в Royal Festival Hall, которое, в частности, включало редкое выступление с его экспериментальным опусом «Low» полностью.

В 2003 году появилось сообщение в газете Sunday Express под названием «Боуи второй самый богатый эстрадный артист Великобритании» (после сэра Пола Маккартни), с предполагаемым состоянием в £510 миллионов. Однако, в 2005 году газета Sunday Times Rich List, приписывала ему немногим более £100 миллионов.

В сентябре 2003 года, Дэвид Боуи выпустил новый альбом «Reality», и объявил о мировом турне. «Reality Tour» стал самым прибыльным туром в следующем году. Однако он был прерван, после того как Боуи испытал боль в груди, выступая на сцене на Hurricane Festival в городе Шессель, Германия, 25 июня 2004. Первоначально считалось, что это было вызвано прищемленным нервом в его плече, боль была позже диагностирована как остро заблокированная артерия; неотложная помощь, операция на сосудах была выполнена в St. Georg Hospital, в Гамбурге доктором Карлом Хайнцем Куком (англ. Karl Heinz Kuck).

Он был выписан в начале июля 2004 года и продолжал проводить время, выздоравливая. Боуи позже признался, что перенес незначительный сердечный приступ в результате многолетнего частого курения и гастролей. Тур был отменен на неопределенное время, с надеждами, что Боуи вернется к гастролям в августе, хотя это не осуществилось. Дэвид вернулся восстанавливать силы в Нью-Йорк.

В октябре 2004 Боуи выпустил концертный DVD с его выступлением в Дублине 22 и 23 ноября 2003 года, названный «A Reality Tour», который включал песни, охватывающие все протяжение карьеры Боуи, но главным образом сосредотачиваясь на его более поздних альбомах.

Все ещё выздоравливая от операции, Дэвид Боуи работал за сценой и отдыхал от студийной работы, впервые за несколько лет. В 2004 году дуэт его классической песни «Changes» с австралийской певицей Butterfly Boucher появился в анимационном фильме «Шрек 2». Саундтрек к фильму «The Life Aquatic with Steve Zissou» содержал песни Дэвида Боуи, исполненные на португальском языке актером Seu Jorge (который адаптировал песни, чтобы сделать их ближе к истории фильма). Большинство песен Дэвида Боуи, вошедших в фильм, были с альбомов: «David Bowie», «Space Oddity», «Hunky Dory», «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» и «Diamond Dogs». Боуи прокомментировал: «Если бы Seu Jorge, не записал мои песни на португальском языке и в акустическом варианте, я бы никогда не услышал этот новый уровень красоты, которым он наполнил их».

Несмотря на надежды на возвращение, в 2005 году Боуи объявил, что он не планирует никаких мероприятий в течение года. После относительно затишья, Боуи записал вокал для песни «(She Can) Do That», написанную совместно с Брайаном Тренсиу (Brian Transeau) для фильма «Стелс». Появились слухи о возможности выпуска нового альбома, однако, со стороны Боуи не было никаких объявлений.

Дэвид Боуи, наконец, вернулся на сцену 8 сентября 2005 года, выступив вместе с группой «Arcade Fire» на национальном телевидении США на передаче «Fashion Rocks»; это был его первый концерт после сердечного приступа. Дэвид Боуи проявил интерес к группе из Монреаля, когда был замечен на одном из их шоу в Нью-Йорке годом ранее. Боуи попросил группу выступить с ним на шоу, и вместе они исполняли песни Arcade Fire «Wake Up» из альбома «Funeral», а также песни Боуи «Five Years» и «Life on Mars?». Он присоединился к ним вновь 15 сентября 2005 года, исполнив «Queen Bitch» и «Wake Up» на сцене Central Park’s Summerstage, в рамках фестиваля CMJ Music Marathon.

Боуи исполнил бэк-вокал на песне «Province» группы «TV on the Radio» из их альбома «Return to Cookie Mountain». Он делал другие редкие появления, такие как в его рекламе со Снуп Доггом для XM Satellite Radio. Он появился на альбоме датских альтернативных-рокеров Kashmir «No Balance Palace» в 2005 году, исполнив вокал с фронтменом группы Кэспером Эиструпом в песне «The Cynic». Альбом был спродюсирован Тони Висконти, который и организовал сотрудничество музыкантов. Наряду с Боуи, в записи альбоме также принял участие Лу Рид, тем самым «No Balance Palace» стал их вторым совместным проектом за последнее время, после альбома Рида 2003 года The Raven, на котором Боуи участвовал в качестве приглашенного вокалиста.

8 февраля 2006 года, Дэвид Боуи был удостоен Grammy Lifetime Achievement Award (Премия Грэмми за жизненные достижения). В ноябре Боуи выступил в Black Ball в Нью-Йорке для Keep a Child Alive Foundation вместе со своей женой Иман и Алишей Киз. Он спел дуэтом с Алишей Киз песню «Changes», а также исполнил песни «Wild Is The Wind» и «Fantastic Voyage».

В 2006 году Боуи вновь объявил о перерыве в выступлениях, но он появился как специальный гость на концерте Дэвида Гилмора 29 мая 2006 года в Альберт-холле, в Лондоне. Он спел «Arnold Layne», и «Comfortably Numb», закрывая концерт. После выступления песни были изданы как сингл, 26 декабря 2006 года.

В мае 2007 года было объявлено, что Боуи будет курировать фестиваль «High Line» в заброшенном железнодорожном парке в Нью-Йорке, называемом High Line, где будет выбирать различных музыкантов и художников для выступления.

Боуи исполнил бэк-вокал на двух песнях — «Falling Down» и «Fannin' Street» — на альбоме Скарлетт Йоханссон 2008 года «Anywhere I Lay My Head», обложку для которого создал Том Уэйтс.

29 июня 2008 Боуи выпустил новую компиляцию, названную iSELECT. Этот компакт-диск был коллекцией любимых песен Боуи, составленных непосредственно им самим, и был доступен исключительно в качестве подарка с британской газетой The Mail on Sunday. Компиляция примечательна тем, что она содержала только один единственный крупный хит — «Life on Mars?», и была сконцентрирована на менее известных песнях из альбомов Боуи.

В 2009 лейбл EMI выпустил оригинальную многодорожечную запись альбома «Space Oddity» и провел конкурс среди фанатов на создание ремиксов для этого альбома. Соревнование было проведено на праздновании 40-ой годовщины выпуска альбома.

25 сентября 2009 компания Sony Music Entertainment объявила о планирующемся выпуске двойного концертного альбома с записями из 'A Reality Tour' 2003 года. Альбом вышел в свет в январе 2010 года и быстро — буквально в течение месяца — стал бестселлером на многих музыкальных порталах. Критики и слушатели отметили неувядающую тягу Дэвида к экспериментам: аранжировки многих известных вещей радикально изменены, а некоторые композиции — сыграны в иной тональности.

Таким образом, интерес к каждому новому релизу Боуи остаётся стабильно высоким, а его авторитет в мире рок-музыки — по-прежнему непререкаем.


A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z 0-9

Цитаты

Рок музыка — дело ненадежное. Сегодня ты полная бездарь, завтра — кумир миллионов.

Неизвестный автор

David Bowie

"Рок герой"